Окончательный вариант Госбюджета-2017 может сильно отличаться от принятого в первом чтении, поскольку в бюджетный комитет ВР подано рекордное количество замечаний и поправок – свыше тысячи.
Тем не менее не вызывает сомнения, что и окончательный вариант полностью сохранит все основные пороки проекта, в том числе и нереальность показателей экономического роста, доходов от приватизации и спецконфискации (по 17 млрд грн). Очень большие сомнения вызывает и цифра поступлений в бюджет от НБУ – 45 млрд грн.
Можно ли об этом вообще говорить всерьез, если в январе – сентябре т. г. Фонд государственного имущества перечислил в Государственный бюджет 72,3 млн грн от приватизации и 790,98 млн грн – от аренды государственного имущества?
Сравним.
По приватизации: всего в 2016 году предусмотрено 17,1 млрд грн поступлений в Госбюджет. Таким образом, план поступлений по этой статье выполнен на 0,43%.
По аренде госимущества: поступления в бюджет предусмотрены в размере 615 млн грн. План за девять месяцев выполнен на 125,4%.
При этом доходов от аренды госимущества получено в 11 раз больше, чем от приватизации.
Напрашивается вопрос: зачем форсировать последнюю, а тем более в ситуации колоссального обесценивания потенциальных объектов приватизации при правительствах Яценюка – Гройсмана? Для примера: ОПЗ, цена которого в 2013 году составляла приблизительно $1,5 млрд, собираются выставить на продажу за смехотворные 200 млн грн. Понятно, что речь идет не о поиске «эффективных собственников», а о распродаже за бесценок.
Что касается спецконфискации, даже если соответствующий закон будет принят, то нет никаких гарантий, что он заработает. Как не работают уже принятые антикоррупционные законы, в чем фактически признаются и МВФ, и ЕС.
Национальный банк планирует перечислить в Госбюджет в 2017 году прибыль в 31,2 млрд грн, сообщила в сентябре т. г. глава НБУ В. Гонтарева. Минфин тогда же давал немного другую, но близкую цифру: по его мнению, Нацбанк должен был перечислить 30,3 млрд. За счет чего же планируется нарастить поступления до 45 млрд?
Единственный реальный путь – искусственное раздувание инфляции до уровня галопирующей до нескольких десятков процентов. Это окончательно добьет и без того «дышащий на ладан» средний класс и зафиксирует статус населения Украины как одного из самых бедных в мире.
Что касается социальных аспектов, то подходы не изменились – абсолютная антисоциальная направленность.
Министерству соцполитики предлагается выделить, на первый взгляд, значительную сумму – 166,66 млрд грн, что на 13 млрд грн больше, чем год назад. Но почти вся эта сумма – 156 млрд, или более 90%, пойдет на дотации Пенсионному фонду, т. е. на латание «дыры», созданной КМУ и ВР. На все другие статьи остается чуть более 10 млрд. Предложения по увеличению в 1,5–2 раза минимальных социальных стандартов были отклонены.
Среди ущемленных – здравоохранение, образование и культура. Значительная часть расходов на них передана местным бюджетам, ее финансирование будет осуществляться и за счет т. н. дополнительных доходов, которые могут быть и не получены.
Среди выигравших – традиционно силовики. И, конечно, сами народные депутаты. Только как верх цинизма и аморальности можно расценивать то, что Верховная Рада намерена почти вдвое увеличить должностные оклады народных депутатов.
Соответствующая норма содержится в принятом накануне Радой постановления № 5000-П «О выводах и предложениях к проекту Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2017 год». Заработная плата народного депутата составит 25 минимальных, что равно 36 тысячам 250 грн. Как-то плохо это соотносится с призывами к населению по «затягиванию поясов» и реальными действиями в этом направлении.
ИСТОЧНИК
Смотреть другие материалы в тему: Провальная интеграционная политика спровоцировала кризис Южного экономического макрорегиона
|