Я думаю все видели на улицах огромные бигборды где Клчко с "друзьями" позирует в предвыборной агитации.... каждый такой бигборд стоит от 3000 в месяц... так скромненько.... но со в кусом!
И если при общении со СМИ Виталий Кличко божится, что львиную часть расходов он самоотверженно принял на свой карман, то трезвая аналитическая оценка и ряд закулисных сведений говорят совершенно о другом. На «Удар» возлагают много надежд. Причем, самых разных. Одни искренне видят в команде Кличко новую силу, другие – перспективного партнера при формировании большинства, третьи – отличную инвестицию в будущее. Увы, ближе к правде только третьи. Привлекательные имиджевые характеристики и высокий уровень узнаваемости в сочетании, что уж греха таить, с откровенной непривередливостью нашего народа, сделали свое дело. За какой-то неполный год мифическая партия «Удар», не имеющая ни идеологии, ни программы, ни организованной партийной структуры, вырвалась на третье место народных симпатий. Природа этого феномена – тема для отдельной публикации, интереснее другое – такой лакомый кусочек, конечно же, не мог остаться без внимания акул украинской политики, крупных бизнесменов и банальных перебежчиков. Все три категории сегодня, так или иначе, имеют отношение к партии «Удар» и выполняют в ней свою функцию.
Озвученная Кличко цифра в 90 млн. грн. вряд ли может восприниматься всерьез как финальная отметка финансовых расходов «Удара». Реально она в два раза больше. И я надеюсь, в нашей стране не так много наивных людей, считающих, что человек будет тратить огромные суммы, заработанные, между прочим, на собственном здоровье, для ведения политической агитации. Тем более что есть те, которые это могут сделать за него. Требуя взамен небольшой бонус, конечно.
Давайте начнем с партийного списка, именно он открывает глаза на очень многое. Кличко не соврал – олигархов в его списке действительно нет. В первых рядах. А вот если копнуть глубже…Для начала освежу в памяти читателя трендовую технологию этого сезона - вместо того, чтобы ставить олигархов прямо в список (как это было в 2007-м году), теперь модно ставить третьих лиц, которые либо являются доверенными людьми спонсора, либо соучредителями, либо менеджерами. Очень удобно – олигархов нет, фамилии лоббистов неизвестны, так сказать, кругом «новые лица». И вот именно таких лиц в списке «Удара» довольно много. Ниточка тянется к группе Коломойского, который, «погорев» в свое время на БЮТ, видимо, решил инвестировать в будущее. Так явными людьми Коломойского являются Андрей Вершецкий, Юрий Савчук, Александр Шевченко и др. Все они, так или иначе, связаны с активами Коломойского. Лобби-группа укомплектована в проходной части списка. Как вы думаете, бесплатно? Аналогичный подход к партии Кличко и у другого отечественного олигарха, Дмитрия Фирташа, который получил представительство в «Ударе» через таких людей, как Павел Рябикин и Сергей Куницын. Помимо сугубо денежного аспекта, здесь есть и организационный козырь. Обе упомянутые персоналии очень уверенно «стоят» в своих регионах – в Крыму и Николаевской области. Что, естественно, может значительно улучшить на этих территориях результат «Удара».
В каком же качестве Коломойский и Фирташ планируют использовать Кличко? Ориентировочный результат «Удара» в 12% плюс несколько выигранных мажоритарных округов в сумме выливаются в 35-40 парламентских штыков. Такая фракция, безусловно, будет играть значимую роль при формировании большинства, а значит - влиять на принятие решений. А в каких решениях заинтересованы Коломойский и Фирташ, догадаться не сложно.
Фирташ делает ставку на энергетику, активно скупая Облгазы. Кроме того, в списке его интересов находится скупка нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и автозаправочных станций (АЗС). И если Фирташ, имея пока еще не критические отношения с властью, планирует развиваться, то Коломойского заботит в первую очередь сохранность его существующей бизнес-империи, на которую, в случае потери парламентских позиций, быстро найдутся желающие. Решить ряд вопросов бизнесового характера могла бы помочь своя фракция в парламенте.
Вот яркий пример. Коломойский уже несколько месяцев ведет ферросплавную войну с правительством, которое не хочет поддержать его инициативу по введению ограничений на ввоз ферросиликомарганца. Сейчас у миллиардера не хватает лоббистов в парламенте. Удачные инвестиции перед выборами могут значительно улучшить его позиции в этом вопросе. А значит и ферросплавная проблема, как и многие другие, будет решена.
Продолжая тему роли Коломойского в кампании «Удара», стоит обратить внимание на следующий интересный момент. Не секрет, что оппозиция иногда откровенно «забивает» на борьбу в заведомо непроходных мажоритарных округах. Действительно, к чему тратить деньги и усилия? Но есть и приоритетные округи, на которые бросается максимум ресурсов. По идее, там должны быть самые лучшие, идейные и верные лидеру ударовцы. Но реально приоритеты другие. По перспективному 83-му Ивано-Франковскому округу от «Удара» идет Александр Шевченко. Если детально покопаться в его биографии, то несложно выяснить, что он напрямую связан с группой «Приват» Игоря Коломойского. Спросите, почему именно этот округ? Он наиболее важен для укрепления бизнес-позиций Коломойского, который должен контролировать власть в местах, где сконцентрированы его предприятия. Таким образом, «Удар» фактически отдал наиболее проходные округа людям из крупного бизнеса, которые таким образом решают вопросы сохранения своих позиций на рынке. А вы спрашиваете, откуда бигборды?
В кадровом отношении «Удар» стал настоящей солянкой под густым нашеукраинским соусом. Кого сюда только судьба ни привела. «Наша Украина», конечно, стоит здесь особняком. Такие персоналии как Наливайченко, Геращенко, Павленко – это отражение пятилетних «успехов» оранжевого периода. «Удар» же позиционирует себя как альтернатива и новая политическая сила.
Здесь же мы видим следование модной нынче традиции брать в список деятелей культуры – писательница Мария Матиос получила второе место. Есть здесь и бывшие бютовцы – Виктор Пинзеник, Владимир Куренной, Виталий Чепинога. Не обидел Кличко и соратников по Киевсовету – Роман Романюк, Наталья Новак, Мария Ионова тоже получили проходные места. Что называется с миру по нитке. Как это стало возможным? Очень просто. На момент своего создания «Удар» представлял собой в кадровом плане полный ноль. Заполнять этот вакуум пришлось обиженными и гонимыми. Но зато до сих пор амбициозными и жаждущими власти.
К чему этот кадровый экскурс? Все очень просто: эти люди - будущие парламентарии. Общего стержня между ними нет. Кличко в этом отношении ни на что не влияет. Можете себе представить, как будет себя вести такая фракция в парламенте? Это идеальный объект для скупки голосов, лоббизма, вербовки и слива информации. Очень вероятно, что придя в Раду под брендом Кличко, эта фракция не доживет до конца VII созыва. Но для технических задач очень даже пригодится.Тем временем, «Удар» ведет в медиапространстве довольно агрессивную рекламную кампанию. И довольно давно. Сама стратегия этой политической силы проста до безобразия. Общий посыл – мы против власти, и против оппозиции, мы за…И тут идет набор заезженных дутых слов и выражений, девальвированных за последние несколько лет до безобразия. «Демократия», «либерализм», «свобода», «европейскость», «справедливость» - вот джентльменский набор Кличко. Эта бутафория, к сожалению, все еще продается.
Кто ее придумывает? Партия Виталия Кличко «Удар», будучи молодой политической силой, не может, в отличие от своих более опытных оппонентов, похвастаться наработанными связями с проверенными консультантами. Из-за этого команда Кличко откровенно много «косячит» в технологическом плане. Был опыт работы с западными специалистами в частности из PBN Hill-Knowlton Strategies, но, судя по всему, неудачный. В дальнейшем «Удар» делал ставку исключительно на своих специалистов. Формальным лидером кампании является руководитель штаба Виталий Ковальчук, технологический мозг – бывший креатор давно канувших в Лету побед «Нашей Украины» Ростислав Павленко. Буквально недавно появился «слив» информации о появлении российских специалистов в штабе «Удара». Ирина Геращенко, отвечающая за контакты со СМИ, эту информацию опровергла. Хотя, зная нелюбовь политтехнологов к публичности и их умение заметать следы, отбрасывать эти сведения все же не стоит.
Теперь немного о политических шахматах. Не секрет, что в Украине институт «серых» кардиналов всегда делал погоду в политике. Такие люди просчитывают ходы, перспективы и риски на годы вперед, корректируя политическую карту страны в выгодном для себя русле. Несколько источников в украинском парламенте утверждают, что свои виды на Кличко имеет такая одиозная фигура как Виктор Медведчук, который якобы с помощью своего «Украинского выбора» создает для «Удара» горизонтальную сеть общественных организаций. В сочетании с работой российских политтехнологов это обстоятельство наталкивает на определённые выводы. Недаром ведь Медведчука называют глазами Кремля.Все вышесказанное, конечно же, не может на 100% ставиться в упрек лично Виталию Кличко. Внутренняя политическая кухня дает основания говорить о том, что далеко не всегда он сам в курсе двойных игр, в которые его хотят втянуть. Тем не менее, сейчас он может выпустить из бутылки и запустить в парламент джинна, который лишь продолжит укреплять те правила игры, которые вот уже двадцать лет действуют в украинской политике.
И снова глас вопиющего в пустыне. Вся подобная легкость конструирования политических надувных шариков, лопающихся от выборов к выборам, возможна только благодаря нашей с вами всеядности. Именно народ утверждает такую повестку дня, что несколько красочных роликов, запущенных в прайм-тайм, общих фраз и узнаваемого бренда, созданного далеко не в смежной сфере, оказывается достаточно, чтобы получить рейтинг в 12%. При этом палец об палец не ударив в вопросе создания своего проекта видения страны, адекватной программы, политических принципов и т.д. Это все позволяем мы с вами. А потом недоумеваем, а куда делась «Сильная Украина» Сергея Тигипко? В общем думайте товарищи.
Виталий Филипповский