Не так давно Виктор Янукович, поздравляя медиков с профессиональным праздником, заявил, что,
«несмотря на все попытки дискредитировать медицинскую реформу», сворачивать ее
никто не собирается, и реформа будет доведена до конца.
—
Начавшаяся два года назад реформа уже дала положительные результаты. Это
ощущают как врачи, так и пациенты, — изрек президент.
Сказал как в воду.... дунул... круги пошли, народ поморщился... результата ноль... Людям надоело хрноническое ПОКРАЩЕННЯ! Все лето в столице Украины прошло под девизом - НЕТ МЕДИЦИНСКОЙ РЕФОРМЕ.
И несмотря на то, что она провалилась в пилотных районах и областях, это не мешает чиновникам бодро рапортовать об успехах... антинародного ПОКРАЩЕННЯ.
Акция протеста врачей и пациентов Соломенского района г. Киева
Реформатор
и «философы» уже достали украинский народ, пишет журналист Ольга Юдина:
Вопрос
первый: нужна ли медицинской отрасли реформа? Ответ: безусловно, нужна. Наука и
технология идут семимильными шагами, чтобы не отставать от них, любая
технологическая или социальная структура должны подстраиваться под новые
реалии.
Вопрос
второй: какая медицинская реформа нужна Украине? Вот в этом случае ответов
множество, и все неоднозначные. Если населению страны хотелось бы, чтобы
медицина была доступной, эффективной и адекватной доходам пациентов, то у
власти взгляд принципиально иной. Власть мечтает о такой медицине, которая жила
бы сама по себе и не лезла в бюджетный карман. А к кому тогда ей залезать в
кошелек? К пациентам, — отвечают украинские реформаторы.
Не
поверите, но действующая во времена СССР система здравоохранения, авторство
которой приписывают тогдашнему наркому здравоохранения Семашко, была признана
лучшей в мире. И не ЦК КПСС признана, а Всемирной организацией здравоохранения
(ВОЗ), которая рекомендовала её для распространения по странам мира. Три кита,
на которых держалась система Семашко, это: профилактика с ранней диагностикой,
близость медицинской инфраструктуры к населению и жесткая, но эффективная
ведомственная вертикаль (от ФАПов и поликлиник до профильных медицинских НИИ,
т. е. от участкового врача к научным открытиям).
По
сути, все, что нужно сделать сегодня, это модернизировать отрасль, избавить её
от коррупции и, наконец, прийти к научно обоснованным нормам финансирования
(как утверждает МОЗ, на медицину должно идти от 5 до 7% ВВП, а не 3,5%, как в
Украине).
Общественные слушания по медреформе на которых чиновники уговаривают врачей что "все будет хорошо"...
Вопрос
о платной/бесплатной медицинской помощи, это вопрос, да простят меня
пенсионеры, второй очереди. Система финансирования может быть многоуровневой,
включая и государственное, и страховое, и смешанное. Достаточно было продумать
существенные детали: перечень обязательных, общедоступных и бесплатных
медуслуг, систему компенсации для малообеспеченных, пропорции оплаты
медстраховки со стороны наемных работников и работодателей.
"Общественные слушания" по медицинской реформе в Шевченковском районе столицы Украины при участии чиновников от МОЗ и депутата от "СВОБОДЫ"... того самого голые фотографии которого его кто то выкинул в сеть интернет, после чего в ВО СВОБОДА возник гейскандал. Чиновница администрации обнималась с депутатом от СВОБОДЫ, хвалила реформу но так и не смогла ответить на прямые вопросы... просто сбежав со слушаний под благовидным предлогом вместе с депутатом от СВОБОДЫ, который тоже собственно ничего конкретного не сказал ограничившись общими фразами.. Зато за них все сказала первый секретарь Соломенского РК КПУ которая призвала проголосовать против этой реформы, что единогласно поддержали все участники этих слушаний.
У
нас пошли по совсем иному пути. Украинская медреформа, какими бы словами и
аргументами ни рекламировали бы её авторы, затеяна только с одной целью —
сократить госрасходы на отрасль. А для этого медицину принялись
«оптимизировать»: во-первых, путем сокращения действующей сети медучреждений.
Во-вторых, перераспределением финансовых потоков внутри отрасли методом
отбрасывания «ненужных» или «лишних» врачей и больниц.
Что
у «верхов» на уме, у «низов», как водится, на языке. Вот и в решении одного из
райсоветов Днепропетровской области черным по белому записано: закрыть
хирургическое отделение сельской больницы в связи с его... «нерентабельностью».
Так, будто хирурги обязаны носить вырезанные у граждан аппендиксы в мясные ряды
местного базара и зарабатывать там на их продаже.
Сбор подписей против медицинской реформы в Соломенском районе Киева.
И
второй штришок: реформаторы медицины, несмотря на то, что в процессе
реформирования порвали два баяна... прошу прощения, сменили аж двух министров
здравоохранения, сидят отнюдь не в Минздраве, а в Комитете экономических
реформ. А в консультантах у них ходит не МОЗ, а Мировой банк.
Есть
понятная любому экономисту истина: любая реформа для начала предполагает
выделение денег и финансирование, собственно, реформы. В случае же с украинской
медреформой изначально было заявлено, что дополнительные вливания из бюджетов
не нужны, всё будет проведено за счет привлечения внутренних ресурсов. Из-за
этого с первых же шагов реформы возникли и стали накапливаться противоречия.
Цели заявлены благие, а результаты — чудовищны. В Днепропетровской области
построили сразу два современнейших перинатальных центра, а смертность детей до
года жизни и их мам растет. Ибо, параллельно уничтожена, по сути, сеть роддомов
и родильных отделений в радиусе 100 километров от этих центров. Беременные не
успевают вкусить результаты реформы и заботы о себе, поскольку не доезжают до
«очагов медицинской цивилизации».
Митинг протеста против медицинской реформы организованный коммунистами столицы.
Как
на мой взгляд, реформаторы создали сразу три черные дыры в медицинской отрасли,
которые являются для обычных людей дверьми на тот свет: бездумное сокращение
больниц, бездумное уничтожение педиатрии и бездумное возвращение к медицинской
практике начала прошлого века — я имею в виду институт «семейных врачей».
Пилотными
регионами для отработки медицинских новаций были назначены Винницкая,
Днепропетровская, Донецкая области и город Киев, который сначала было
посопротивлялся, но не устоял, здесь с весны 2013 реформа распространилась на
весь город. И у подопытных кроликов из подопытных регионов уже появился свой
термин для обозначения той ямы, в которую они попали, реформу у нас назвали
просто и конкретно: «конвейер смерти»...
НАМ ТАКИЕ РЕФОРМЫ И ДАРОМ НЕ НУЖНЫ!
Весной-летом нынешнего года
Коммунистическая партия Украины провела социологическое исследование об
отношении населения и врачей к так называемой медицинской реформе,
начатой в Украине. Оно проводилось в тех «пилотных» регионах, где эта
«реформа» уже стала свершившимся фактом. Каковы же результаты опроса?
Во-первых, он показал: граждане
нашей страны прекрасно осознают, что сложившаяся в буржуазной Украине
система медицинского обслуживания неудовлетворительна и нуждается в
радикальных изменениях. По мнению большинства опрошенных,
она не является ни эффективной, ни бесплатной. Отсутствует контроль над
качеством медицинской помощи.
Отмечается вопиющее неравенство
возможности получить качественное медицинское обслуживание для богатых и
бедных, а также для жителей городов и сельской местности, особенно
преклонного возраста.
Многие опрошенные отмечают, что врачи
нередко играют роль агентов фармакологических компаний по сбыту
лекарственных средств. Некоторые даже говорят об их «заговоре».
Наиболее болезненными проблемами отечественного здравоохранения участники опроса считают:
– перекладывание государством на население ответственности за собственное здоровье;
– несвоевременность оказания медицинской помощи;
– отсутствие внимательного обследования больных и профилактики заболеваний; – нарастающий дефицит квалифицированных врачей на первичном уровне, что
стало результатом их оттока из государственных больниц в частные; – крайне слабую оснащенность медицинских учреждений оборудованием, его устарелость и изношенность.
Во-вторых, опрос показал, что
народ Украины категорически не приемлет медицинскую реформу в том виде, в
котором она навязывается сегодня обществу.
Подавляющее
большинство опрошенных (особенно возрастной категории до 45 лет)
утверждают, что она только усугубляет перечисленные выше проблемы,
приводит к негативным последствиям и является политикой, направленной
против населения.
Реформа негативно воспринимается во всех
без исключения регионах, где проводился опрос. Соотношение
поддерживающих и не поддерживающих ее в Днепропетровской области – 30%
против 40%, в Донецкой – 30 против 45, в Киеве – 20% против 27%. А в
Винницкой области, где она начала проводиться первой, и население успело
познакомиться с нею на практике – 8% против 65%.
Меньше всего реформу поддерживают жители села. Если среди горожан их около четверти, то среди селян – менее 20%.
Практически всеми участниками опроса
отмечается хаос в системе здравоохранения, порожденный медицинской
реформой. В частности – созданием института семейных врачей. По мнению
наших соотечественников, декларируемое право их свободного выбора
пациентами фактически является фикцией. Более половины участников опроса
считают, что внедрение института семейного врача ухудшило ситуацию с
оказанием первичной медицинской помощи, поскольку усложнило доступ к
профильным специалистам (для того, чтобы его получить, необходимо теперь
направление семейного врача). Этот институт воспринимают как
дополнительное административное препятствие, мешающее быстрой
диагностике и эффективному лечению.
Способность семейного врача оказать
полноценную первичную медицинскую помощь воспринимается скептически. В
том числе и из-за его загруженности. Особенно недовольны матери
малолетних детей (в первую очередь объединением в лице семейного врача
«детской» и «взрослой» медицины).
Опрос показал, что внедрение системы
семейного врача стимулирует такое явление, как «отходничество», когда
часть пациентов отказывается бесплатно лечиться у своего семейного
врача. Это способствует быстрому росту теневого и полулегального сектора
медицинских услуг. Иногда и семейные врачи пытаются получить деньги за
свою работу.
Оценивая характер изменений в
предоставлении первичной медицинской помощи семейными врачами,
большинство опрошенных считают, что никаких изменений не произошло, 5%
полагают, что имеют место позитивные изменения, а 16% говорят об
ухудшении ситуации. Аналогичная картина в оценке положения дел с
поборами за оказание медицинских услуг, обеспеченностью аппаратными
исследованиями, предоставлением экстренной медицинской помощи (причем
недовольство среди селян в данном вопросе гораздо выше, чем среди
горожан).
Что же касается сравнения оценок
предоставления медицинской помощи в государственных и коммунальных
стационарах, то во всех регионах за последний год они ухудшились весьма
значительно. Хотя участники опроса, лечившиеся недавно в стационаре, в
своем большинстве оценивают качество полученных там услуг как
удовлетворительное, они практически единогласно негативно отзываются об
условиях своего пребывания в больнице, состоянии палат, питании,
условиях для личной гигиены. У некоторых опрошенных сформирован страх
перед лечением в государственных и коммунальных больницах. При этом они
подчеркивают, что условия пребывания в платных палатах на порядок лучше.
Опрос показал повсеместную
распространенность практики оплаты (как правило, принудительной) услуг,
полученных в стационаре. Удельный вес пациентов, которые вообще ничего
не платили, находясь в больнице, не превышает 10%. Подавляющее
большинство (а в Киеве – почти все) пациентов стационаров за собственный
счет приобретали лекарства и другие материалы, необходимые для лечения,
покупать по заказу больницы хозяйственные товары и т.д. Причем они
уверены, что большая часть собранных средств оседает в частных руках, а
оплата пациентами медицинских услуг – единственный залог качественной
работы врачей.
Значительная часть участников опроса
(особенно молодых) имеет претензии к качеству работы узких специалистов
на местах. Они отмечают, что доступ к таким специалистам в ходе реформы
стал более трудным. Причем их услуги гораздо чаще, чем услуги семейных
врачей, опрошенные связывают с оплатой (официальной или неофициальной). В
том числе и в форме принудительной «благотворительности».
Опрос показал крайне низкую
информированность населения о государственной программе компенсации
части стоимости лекарств от гипертонии пациентам, имеющим
соответствующий рецепт врача. Отмечается, что многие гипертоники
испытывают серьезные трудности при реализации своего права на данную
льготу из-за отсутствия соответствующего финансирования. Кроме того,
большинство лекарств, на которые распространяется льгота,
малоэффективны, а ее размеры крайне незначительны. Опрошенные граждане
указывают, что скидка была бы реальной помощью больным только в том
случае, если бы составляла не менее 20%.
Большинство участников опроса (особенно
младшей возрастной группы) считают, что медицинская реформа не
способствовала повышению ответственности врачей за результаты лечения и
профессиональные ошибки.
Среди опрошенных были люди,
пользовавшиеся недавно услугами «скорой помощи». Они в большинстве
позитивно оценивают качество оказанных им услуг (за редкими исключениями
бесплатных), однако критически характеризуют ее доступность, которая,
по их мнению, в ходе медицинской реформы значительно снизилась, так как
«скорая» выезжает не на все вызовы.
Респонденты выражают скепсис
относительно возможности решения в условиях «свободного рынка» одной из
задекларированных властями задач медицинской реформы – обеспечения
государственного контроля над ценой лекарств.
Многие из них отрицают
приближение первичной медицинской помощи к месту проживания граждан в
результате расширения сети амбулаторий из-за резкого сокращения
численности мелких медицинских учреждений на селе. Территориальная
доступность медицинских услуг для крестьян, по их мнению, в ходе реформы
уменьшилась, в особенности с учетом состояния украинских дорог.
Таким образом, результаты
опроса показали, что население Украины крайне негативно оценивает
результаты и перспективы медицинской реформы. С такой оценкой согласны и
врачи, среди которых был проведен опрос в фокус-группах.
Значительная часть респондентов считают
эффективность реформы низкой, а многие (особенно из Донецкой области)
оценивают ее крайне негативно и утверждают, что условия и эффективность
их труда ухудшились. Лишь четверть опрошенных считает, что изменения,
которые произошли в ее ходе, улучшили доступ граждан к медицинским
услугам, тогда как почти половина говорит об ухудшении. А многие
утверждают, что единственная цель реформы – сокращение государственных
расходов на медицину.
Она ассоциируется у них с сокращением штатов.
Называются конкретные негативные
изменения, которые повлекла за собой реформа: сокращение количества
медицинских учреждений, их штата и койко-мест в больницах; отделение
структур первичной и вторичной медицинской помощи создало трудности для
пациентов, ибо усложнило доступ к профильным специалистам; подготовка
семейных врачей идет неудовлетворительно. Они не в состоянии
одновременно оказывать квалифицированную помощь взрослым и детям.
Наиболее актуальной проблемой системы
здравоохранения, которая не решается в ходе реформы, опрошенные врачи
считают нищенское финансирование отечественной медицины.
Еще одна актуальная проблема – дефицит
квалифицированного персонала и прогрессирующее старение кадров, что
связывается участниками опроса с низкой зарплатой и отсутствием
перспективы получения жилья для молодежи. При этом отмечается, что
оплата труда семейных врачей не превышает среднюю зарплату врача, как
это декларировалось в ходе медицинской реформы. Участники фокус-групп
считают, что зарплата медработника должна быть как минимум вдвое выше,
чем сегодня.
Другие актуальные проблемы, названные
участниками опроса: высокая стоимость медицинских препаратов, не
позволяющая пациентам получать эффективное лечение; затрудненный доступ к
услугам участковых врачей (отдаленность медицинского учреждения,
большие очереди и т.д.).
Для решения проблемы высоких цен на
лекарства некоторые медики предлагают ввести государственную монополию
на реализации лекарственных средств или (в качестве полумеры) хотя бы
установить фиксированные цены на некоторые группы лекарств. Они также
считают необходимым обеспечивать пациентов бесплатными препаратами в
пределах государственных программ лечения больных, возродить
отечественное производство лекарств, предоставлять субсидии на
приобретение лекарств социально незащищенным слоям населения. В то же
время респонденты крайне негативно оценили идею сдерживать подорожание
лекарств путем расширения точек продажи (в магазинах, супермаркетах и
т.д.).
Треть опрошенных врачей признает
существование в их медучреждениях проблемы очередей для больных. Одной
из причин этого явления они считают тот факт, что сегодня семейные врачи
обслуживают все категории пациентов.
Профессиональный уровень медперсонала
респонденты в целом считают достаточным, однако многие критично
оценивают профессионализм семейных врачей. При этом они с тревогой
указывают на развал системы практической подготовки молодых специалистов
непосредственно на рабочих местах, что приводит к их деквалификации.
Отмечается отсутствие эффективной системы контроля над качеством медицинской помощи и услуг, а также медикаментов.
Опрошенные врачи указывают, что в ходе реформы увеличился объем «бумажной» работы.
Они отмечают, что существует официальная
практика оплаты услуг, которые должны быть бесплатными (например,
лабораторных анализов и аппаратных обследований).
Ряд опрошенных врачей указал, что
отделение от системы поликлиник первичной медицинской помощи подорвало
ее техническую оснащенность.
Каждый третий из их числа считает, что в
их области больницы оснащены новым оборудованием, а первичная
медицинская помощь приближена к месту проживания граждан благодаря
расширению системы амбулаторий, тогда как половина участников опроса не
заметила этих улучшений.
Прочие задачи, задекларированные в
начале реформы, по мнению опрошенных врачей, не решены и не решаются.
Особенно по обеспечению государственного контроля над стоимостью и
качеством лекарств на отечественном рынке.
Таким образом, данные,
полученные в ходе опроса, полностью подтверждают принципиальную позицию
Коммунистической партии Украины: проводимая буржуазными властями
медицинская реформа антинародна, преступна, и должна быть немедленно
отменена. А реформировать отечественную медицину, как и все другие
стороны общественной жизни, необходимо на совершенно иных,
социалистических, началах.
По материалам:
Пресс-служба ЦК КПУ и соб. инфо.
|