«Бюджетиада» закончена: к 5 утра, после 17 часов заседаний, по итогам нескольких «технических перерывов» на переговоры, интриги, подковерные договоренности, ультиматумы и обмен обещаниями, Верховная Рада 274 голосами приняла Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год». Основную финансовую смету страны принимали в лучших традициях евроинтеграционных преобразований: наспех, вслепую, с нарушением практически всех регламентных норм, преследуя главную цель ― выполнить требования МВФ. В результате государственный бюджет, по которому украинцам предстоит жить весь следующий год ― платить налоги, получать зарплаты, пенсии, стипендии и прочее, ― больше всего похож на «записки на полях» (как тут не вспомнить нетленную миниатюру Владимира Винокура: «Тут играем, тут не играем, здесь жирное пятно ― рыбу заворачивали...»).
Во время ночных бдений «по Гройсману» даже те депутаты, которые не понаслышке знают о бюджетных интригах Яценюка, вспоминали экс-премьера с ностальгией: дескать, у того бюджет «хотя бы создавал впечатление толстого гроссбуха». Принятый бюджет-2017 ― розданные впопыхах жалкие 15–20 страниц, которые даже представители коалиции назвали «пустой бумажкой», ― абсолютно нереалистичен и несбалансирован, его «авторы» так и не сподобились объяснить, откуда возьмутся деньги на повышение минимальной зарплаты до 3200 грн.
Поскольку законопроект о бюджете не соответствовал целому перечню законодательных норм, депутатам пришлось спешно вносить изменения и в Бюджетный кодекс. В итоге даже народные избранники остались в неведении, за что именно они проголосовали. По этой причине крайне сложно проанализировать принятый документ. Но первые выводы сделать можно: прикрываясь лозунгом «Даешь децентрализацию всей страны!», Гройсман и Ко переложили на плечи местных общин огромную часть бюджетных расходов по финансированию школ и ПТУ (кроме зарплат), санаториев для детей и для больных туберкулезом. Компенсации за льготный проезд и услуги связи теперь лягут непосильным грузом на местные бюджеты. Как и содержание детсадов, учреждений культуры, как и расходы на оплату коммунальных услуг для медучреждений в регионах.
Народных избранников нисколько не смутило, что, внося данную норму, правительство нарушило ст. 142 Конституции Украины, согласно которой «…государство участвует в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. Расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений органов государственной власти, компенсируются государством». На деле ни о каких государственных компенсациях органам местного самоуправления речь не идет.
Обещанная налоговая либерализация также оказалась мифом. «Изменения в налоговое законодательство считаю неприемлемыми, они азаровские... Уверена, что, как после бюджета-2015 от Яценюка, следующий год мы будем менять в пользу людей продавленные ночью налоговые (и не только) новации», ― заявила нардеп фракции БПП Оксана Продан.
Можно резюмировать: «бюджетиада» прошла в худших традициях, заложенных еще при правительствах Яценюка. На выходе полноценной, взвешенной сметы страна, естественно, так и не получила. Собственно, «бюджета развития» Украина не видела на протяжении последних 12 лет, со времен прихода к власти «оранжевой» команды. Но если в последние годы власть предоставила гражданам «бюджет проедания», то прошлой ночью был принят без преувеличения «бюджет уничтожения».
ИСТОЧНИК
|